Северо-запад Китая. Уйгуры и китайцы.

Китай третья по величине страна в мире. Для любого путешественника она будет интересна тем, что здесь можно побывать и на снежных вершинах, и в песчаных пустынях, а также погулять среди чайных плантаций, тропических джунглей, и конечно искупаться в тёплом море. Интересно также и то что в Китае проживают представители 56 различных национальностей (по официальным данным). Все эти сведения лишь для понимания того, что в Китай можно ехать не на один год и постоянно открывать для себя что-то новое. И конечно же одного месяца на покорение этой страны явно мало. Опыт нашего первого путешествия по Китаю ниже.

Начнём пожалуй с получения визы. Простые туристические визы для граждан РФ можно получить сроком на 30 или 60 дней. При этом в первом случае, после получения визы у вас в запасе будет 3 месяца, чтобы добраться до страны, а во втором 6 месяцев. Другой особенностью визы на 2 месяца является то, что через 30 дней вам необходимо выйти из страны на некоторое время (можно на час, а можно на 2 недели, к примеру) и снова вернуться на следующие 30 дней. Нам же очень хотелось попасть в Гонконг, поэтому решено было сделать визу на 2 месяца. Сразу скажу, что делать в посольстве визу очень сложно — нужно собрать целый ворох бумаг, включая приглашение китайской турфирмы. Поэтому мы воспользовались услугами агентства. Понятное дело, что вышло дороже, но выбора особо не было.

За первый месяц пребывания в Китае мы должны были преодолеть почти 5 000 километров, проехать от северо-западной границы с Казахстаном к южному Гонконгу. Весь этот путь мы хотели преодолеть используя только наземный транспорт. Основным способом передвижения был избран автостоп.
автостоп

Главной проблемой для любого путешественника в любой стране зачастую является языковой барьер. В Китае эта проблема встаёт особенно остро. Очень малый процент населения, в основном жители крупных городов, говорит или хотя бы пишет на английском. Все остальные же кроме «Hallo» и «Bay-bay» ничего не знают. В дополнение ко всему — невероятно сложный китайский язык. Мало того, что в разных провинциях сильно отличается диалект и вас зачастую просто не поймут, так ещё и китайская письменность даётся с трудом. Только представьте, что вам нужно выучить более 3000 различных букв и ладно бы таких простых как наши, так нет, китайцы придумали иероглифы — палочки, чёрточки и полосочки в различных сочетаниях. А ещё говорят, что сейчас используют китайский «упрощённый». Все эти сложности приводят любого отважного путешественника в Китае к тому, что нужно обвешиваться кучей записочек на китайском языке. Всё-всё что вы хотите сказать, нужно записать на китайском — это и поиск жилья, и выбор ужина, и объяснения водителю концепции автостопа, и даже покупка билета на поезд. Об этом подробнее я напишу в отдельных статьях. Единственным приятным исключением стали банковские работники. Кассиры основного китайского банка хорошо говорят по-английски в разных провинциях.

Наша страна делиться на области, края, автономные округи, в то время как Китай в своём составе имеет 23 провинции, 5 автономных районов и 2 специальных административных района. Путешественникам удобнее использовать названия провинций при поиске нужных городов или для прокладывания маршрута. Я тоже буду использовать названия провинций, чтобы вам было легче ориентироваться.

В Китай мы попали со стороны Казахстана. Был выбран самый близкий погранпереход к Алма-ате. Однако, пешком перейти его не получится, для этих целей есть специальные маршрутки и автобусы стоимостью около 300 рублей. Так мы попали в Синцзян-Уйгурский автономный район, а именно в приграничный город Хоргос.

Билеты

Вот эти красивые голубые билетики и обошлись нам по 1500 тенге или 300 рублей.

После огромного и слабозаселённого Казахстана даже пограничный город Китая казался мегаполисом — новые широкие дороги, аккуратные тротуары, газоны и лужайки. А ведь мы всё ещё в пустыне! Только что за окнами автобуса были унылые песчаные пейзажи и тут же новый красивый город со свежей зеленью, парками и садами. В пограничный Хоргос казахи приезжают закупаться. Именно поэтому некоторые китайцы говорят чуть-чуть по-русски и по этой же причине мы нашли среди кучи китайских вывесок «Гостиницу Дружба». Подробнее о Хоргосе и наших первых днях в Китая я уже писала ранее.
Хоргос

А здесь я хочу немного рассказать о коренном населении Синцзян-Уйгурского автономного района и о нашем скромном опыте общения с ними. Итак, исторически на территории этого района проживают уйгуры — народ совершенно не имеющий ничего общего с китайцами. Тут нужно сразу сказать, что под китайцами мы понимаем народность хань, которая составляет основу государства и преобладает по численности. Итак, уйгуры живут здесь уже последние 1500 лет. Очень важно понимать, что именно через эти земли проходил Великий Шёлковый путь. Таким образом уйгуры оказывались как бы на стыке Запада и Востока. За всё это время на этой территории не раз создавались суверенные государства. Но долго существовать им не давал прежде всего Китай — никому не хочется иметь на границе сильного соперника. Наверное, это явилось исторической причиной неприятия уйгурами китайского народа. Сегодня, когда уйгурские земли вот уже несколько десятков лет входят в состав Китая, местные жители всеми возможными способами борются за независимость. Земли уйгуров — это бескрайние пустыни с небольшими оазисами. Понятное дело, что выращивать что-либо здесь практически невозможно. Основной их деятельностью исторически является торговля. Кстати, уйгуры исповедуют ислам.
транспорт

Думаю, историческую и географическую справку на том можно закончить. Теперь расскажу о нашем скромном опыте общения с уйгурами. После двух ленивых дней в Турфане, мы всё-таки отправились посмотреть местные достопримечательности. Поскольку времени было не много, мы выбрали одну самую, на наш взгляд, интересную — древний город Гаочан (Gaochang). Он был основан как военная колония в I в. до н.э. и к XIV веку был окончательно покинут из-за наступления пустыни. Конечно, мы желали увидеть как минимум Петру, а на самом деле…

Мы вышли из Турфана на трассу и через некоторое время поймали небольшую машинку с представителем уйгурского народа. Конечно мы показали ему нашу записку на китайском, но оказалось, что читать иероглифы не умеет. Уйгуры имеют свой язык, сходный с казахским, а в письме используют арабский алфавит. Короче, на пальцах мы объяснили, что едем в Гаочан и чуть позже поняли, что он сам туда едет. По пути мы мило пообщались на пальцах. А ещё выяснили, что уйгуры выращивают очень много острого перца специально для китайцев. Кончено мы спросили, используют ли сами уйгуры этот перчик в приготовлении, а в ответ наш водитель сделал такое лицо, будто эту гадость едят только китайцы. Эх, поговорила бы я с ним об этом во время следующего завтрака.. Тем временем, с полей вдоль дороги только недавно собрали урожай перца и теперь он сушился на солнце. И это целые тонны красного перца! Ну очень много! А ещё уйгуры растят виноград и дыни. Вообще, мне кажется их внутренний уклад жизни и обычаи очень сходны с среднеазиатскими народами. Уйгуры мусульмане, предпочитают мясные блюда, имеют большие семьи и строят дома с просторными дворами внутри. У них даже есть подобие лагмана и чудесные большие лепёшки, типа лаваша. Вот только едят они палочками.

перец

Вот эти залежи перца на солнце!

Короче, наш водитель довёз нас прямо до развалин древнего города. Мы перелезли через глиняные стены, потому как вход был закрыт и нам показалось, что посетителей уже не пускают. В лучах заката мы побродили среди непонятных глиняных остатков строений и только минут через десять поняли, что комплекс всё ещё работает. Ну конечно это не Петра, но тоже ничего:)
гаочан
Гаочан
гаочан
Гаочан

Когда стемнело мы поставили палатку прямо под стенами древнего города, сварили ужин и легли спать. Утром также незамеченными мы вернулись в деревню в поисках завтрака. В одном из уличных заведений мы отведали стандартный уйгурский завтрак — большую лепёшку с луком и смесь разных овощей с мясом. Последнего ингредиента было совсем не много. Но главной проблемой для меня оказалась острота блюда. Только вчера уйгур нам объяснил, что его народ не ест острый перец и вот вам завтрак, после которого становишься драконом. Кстати, перед завтраком нас поймал полицейский и проверил документы. Он даже проверил наши паспорта и визы по базе. А вообще в этой деревне живут только уйгуры. Ни одного китайца здесь не было замечено. Иностранцы болтающиеся с рюкзаками здесь тоже явление редкое, потому мы были в центре внимания.
мечеть

двор

Обычный двор уйгурского дома


улица
Гаочан

Не смогли пройти мимо свежих овощей.


кушаю

А вот и наш завтрак: лепёшка с луком и овощи с мясом. А ещё совсем немного острого перца.

После этого мы ехали в компании городских уйгуров. Водитель микроавтобуса немного говорил по-английски и искренне удивлялся нашему отсутствию денег. Нам показалось, что он работает извозчиком и в тот момент вёз людей с кучей барахла. Нас взяли не охотно, но позже разговор с водителем наладился и атмосфера разрядилась. Пассажирами оказались сумасшедшая мамаша и очень милая молодая девушка.

Вот пожалуй и весь наш опыт общения с уйгурами. Мне очень хочется вернуться в этот район и посетить более уединённые районы, где всё ещё сохранилась уйгурская культура и быт простых людей.

А пока мы добрались до следующего китайского города Чжангъе (Zhangye). Этот населённый пункт был нашей поворотной точкой в маршруте. До сих пор мы двигались от западных границ на восток, к центру Китая. Именно здесь мы должны были повернуть на юг, ближе к тибетским поселениям. Именно после этого города бескрайние пустынные земли в нашем путешествии должны были смениться живописными горными долинами. От Чжангъе нам нужно было проехать 350 километров до Синина по прекрасной горной дороге.
горы  и поля

Мы выбрались на трассу во второй половине дня и успели проехать лишь 70 километров. Когда к вечеру нашлось укромное местечко под палатку стало ясно, что ночь будет очень холодной. Ведь в овраге, там куда не доходят тёплые лучи солнца, лежал снег. И действительно, к утру вода в миске замёрзла, а палатка покрылась инеем. Так мы поняли, что наши мечты о тибетских деревнях начали таять. Но самое интересное нас ожидало впереди. Ведь это только поле у подножия гор.
поле и горы

Кое-как мы добрались до самих гор. А там поймали старенький джип с молодым водителем. Вместе мы проехали около 10 километров, но зато парнишка показал нам небольшой придорожный храм. А после того как мы высадились он пересёк реку вброд и уехал по какой-то узкой долине, необорудованной дорогой. Холодный ветер горной долины пронизывал наши тела до костей, а машин не было. Питьевой воды было в избытке, но ночь обещала быть ещё более морозной чем предыдущая, останься мы здесь. Вероятно всё это придавало нам очень несчастный вид, потому как первый же минивэн фирмы «Бьюик» решил подобрать нас. Внутри оказалась целая компания приличного вида китайцев, которые ехали в полицейское управление небольшого придорожного городка.
храм
мы

Здесь мы нашли небольшую столовую и вновь отправились в путь. И тут случилось чудо! Перед нами прямо на горке остановился средних размеров (с весом тонн 30) грузовик и подобрал нас прямо до Синина. Водители возят уголь откуда-то тремя машинами в Синин. Они китайцы, но при этом мусульмане. Что для нас было очень странно. В нашей машине за рулём был небольшой дядечка, которому 42 года, а также его 26-летний племянник. У последнего был переводчик с китайского на русский, что очень облегчило общение. На этой машине мы преодолели 2 перевала высотой 3800 и 4000 метров. А потом в ночи неслись по ужасной полевой дороге в объезд страж порядка. А чтобы полевая дорога в конец не разбилась и грузовики не переворачивались на том отрезке существует специальная бригада «ночных копателей». Они постоянно подсыпают дорогу, чтобы можно было проехать. За это каждый грузовик платит по 200$. Неплохой бизнес, правда? Ну чем китайцы не русские:) Кстати, я вам так и не сказала, что большинство трасс в Китае платные. На многих постах установлены весы для грузовиков — таким образом решается вопрос с перегрузом. На деле же многие договариваются с полицейскими, придумывают всякие приспособления и техники проезда весов. Наши водители тоже так делали.

Водитель

Наш чудесный водитель


китаец

Племянник нашего водителя. Видимо он обучается у дядюшки этому не простому мастерству. А вы знаете, что на коробке у них 10 передач, а не 4 — 6, как обычно:)

По пути пока не стемнело мы видели огромное количество яков. Столько пушистых маленьких коровок мы в жизни своей не видели. А водители нам рассказали, что в этом районе живут только тибетцы. На перевалах и горных вершинах лежал снег и мы вновь порадовались тому, что едем до Синина без пересадок. Вместе с тем стало окончательно понятно, что в тибетские районы мы уже не успели — туда пришла зима.
горы и снег

Наши чудесные водители накормили нас лапшой с овощами, хлебом и варёными яйцами в придорожном кафе. Деньги за ужин с нас брать категорически отказались. А по пути нам постоянно предлагали то энергетики, то кофе из банок, то пиво. Мы мужественно отказывались. Так, практически уже в спящем состоянии, мы добрались до окраин Синина на угольную базу в середине ночи. Нас оставили спать в машине, благо в китайских грузовиках есть спальные места для водителей, а утром пересадили к каким-то дядькам, которые ехали в центр города.

Чтобы не пропустить полезные и интересные статьи вы можете подписаться на рассылку по , с помощью RSS или группы ВКонтакте.

водители

Узнали нашего водителя?

Понравилась статья? Можно поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Северо-запад Китая. Уйгуры и китайцы.: 8 комментариев

  1. Давайте скорее на юг. А то мне вместе с вами холодно стало. Я вон по телеку смотрела что северный Китай снегом засыпало и за вас переживала. Думала — едут на юг и теплую одежду наверное не взяли.

  2. Китайцы -мусульмане-это интересно!Хорошо,что вам встречаются доброжелательные люди,хочется верить в хорошее. От заснеженных гор пробрала дрожь,так и веет холодом.И местность пустынная,неуютная.Продолжаю читать вашу одиссею,вы молодцы!

    • Да, нас это тоже удивило, но приятно! Сколько сталкивались с мусульманскими китайцами все они очень приятные, отзывчивые люди и очень милые) Вообще китайцы, при всех своих странностях, произвели на нас приятное впечатление. Наверное, потому что мы много проехали стопом и пообщались с простыми людьми.
      А ещё думаю, всё от настроя зависит — каким хочешь, таким мир и увидишь!)