Золотой камень на границе миров

28 февраля 2013

Золотой камень расположен на самой верхушке горы, и кажется он вот-вот свалится в пропасть с километровой высоты. Как он сюда попал и почему не падает — никто не знает.  Между нами говоря, лучше бы и дальше не падал, ведь бирманцы верят, что если он свалится наступит конец света. Золотой камень, «придавленный» сверху пагодой, стоит на краю скалы и смотрит вниз, будто бы разглядывая жителей долины. Это одно из самых главных священных мест для жителей Мьянмы. Считается, что каждый бирманец должен хотя бы раз в жизни побывать у Золотого камня. Сюда стекаются паломники со всех уголков страны, люди разных профессий и достатка. Более обеспеченные бирманцы кушают в ресторанах и останавливаются в отелях для местных, а люди попроще привозят еду с собой и спят либо в общих бесплатных помещениях, либо прямо под открытым небом — на большой площади вокруг камня.
Золотой камень
Пагода, стоящая на Золотом камне, называется Тьяктхийоу и легенда гласит: «Когда-то давно в этих местах обитал народ карены. Как известно, каждая пагода имеет свой праздник и у Тьяктхийоу он приходится на весну. В это время к пагоде стекается особенно большое количество паломников. Местные жители были этим недовольны, потому что приезжие вытаптывали им поля. Карены терпели долго и однажды пришли к выводу, что пока есть пагода — покоя им не видать. Решение проблемы было простым — свалить пагоду в пропасть вместе с камнем. Но когда они, привязав веревки, уже собирались сотворить злодеяние, громовой голос остановил их. Пагода осталась стоять, а карены свалились в пропасть превратившись в обезьян. До сих пор в этих местах обитает множество обезьян».

Ранним утром мы сели в пикап в городе Хпа-Ан (Hpa-An), отправлявшийся к Золотому камню. Дорога заняла около 4 часов и обошлась по 3000 кьят с человека. Машина привезла нас на автобусную станцию посёлка Кинпун (Kin-Pun), откуда ещё предстояло добраться до святыни на горе. Рядом обнаружилась станция где грузовики отправляются на вершину по мере заполнения. Представьте себе грузовик типа «Камаз», кузов которого оборудован семью рядами лавок идущих поперёк. На каждую лавку должно поместиться 6 человек. А куда при этом девать колени? И вот такой транспорт обходиться 1500 кьят за полпути и 2500 до самой вершины.
Грузовик до Золотого камня
Но самое интересное впереди! Когда грузовик трогается начинается настоящий аттракцион. Суть его в том что машина, полностью набитая людьми, пытается победить горную дорогу и за час набрать более тысячи метров. Дорога то резко идет вверх, то круто спускается вниз. Подъём грузовик совершает на пониженной скорости, а на спуске только успевает разогнаться, как сразу следует какой-нибудь крутой поворот. Периодически создаётся ощущение, что он вот-вот перевернётся или кто-нибудь выпадет из кузова. Чтобы в полной мере насладиться этим приключением, необходимо занять «правильное» место в грузовике — либо спереди с правого или левого края, либо сзади на самой последней скамейке. Кстати, ехать сзади удобнее тем, что можно облокотиться на сумки и чемоданы, лежащие в сетках.

По прибытию всех пассажиров ожидают местные носильщики, которые с удовольствием доставят ваш багаж до отеля. До самого священного места необходимо немного пройти, а по дороге все иностранцы оплачивают государственный сбор в размере 6$ и получают специальные пропуска на белых верёвочках, дающие право посещать Золотой камень в течение месяца.

Мы знали, что жильё здесь стоит достаточно дорого — цены на комнату начинаются от 40$ — но нам очень хотелось проводить солнце у «камня». Поэтому было решено найти подходящее место, куда можно бросить большие рюкзаки и остаться наверху до вечера. А в темноте мы собирались поставить палатку в каком-нибудь укромном уголке.

Весь местный народ, с которым мы ехали наверх, рассредоточился в тени на площади около камня. Люди сидели кучками -  кто ел, кто спал, в общем каждый занимался своим делом. Мы тоже выбрали уголок потенистее и уселись туда со всеми своими рюкзаками.

Наконец-то, у нас появилась возможность подойти к Золотому камню! Он действительно стоит на краю пропасти и ярко сияет на солнце, являясь воплощением веры для всех бирманцев.
Золотой камень
 Паломники приходят помолиться в этом священном месте и поставить свечи.
Бирманцы у Золотого камня
 Мужчины могут подойти к Золотому камню и наклеить на него золотинку, продающеюся тут же на площади. Женщинам заходить на площадку ведущую к святыне запрещено. Дело в том что, в ветви буддизма широко распространённой в Мьянме женщина стоит на ступень ниже мужчины и потому не может приближаться близко к священным местам. У Золотого камня для девушек предусмотрена более удалённая площадка.

Окунуться в благоприятную атмосферу, создаваемую самим местом и верующими людьми, можно не только рядом с Золотым камнем, но и на площадке под ним. Она расположена непосредственно под камнем и открывает потрясающий вид на долину простирающуюся ниже. Ощущение такое, будто стоишь на границе миров: еще здесь привычные нам образы и очертания, а на расстоянии вытянутой руки начинается другой, неведомый мир. Мир в котором есть бесконечный, необъятный простор и волшебный ветер, на глазах меняющий действительность.  По небу плывут облака, исчезающие в один миг благодаря ветру и мы видим чёткую линию реки, несущей свои воды в океан и будто бы даже можем разглядеть каждое деревце на склонах далёких холмов.  Ещё мгновение и долина вновь окутана туманом. Вот уже и солнце склоняется к горизонту, изменяя краски жизни.
Вид с Золотого камня
Находиться здесь было очень приятно. Люди светились от счастья и их свечение заряжало воздух. Мы провели у камня остаток дня и там же провожали солнце.
Золотой камень

Когда стемнело, мир вокруг снова изменился. Вместе с освещением трансформировались краски, и камень было не узнать, как-будто его переодели. Он как бы повис в воздухе и приобрёл необычный красноватый оттенок, выделяясь на фоне тёмно-синего неба. Казалось, вокруг всё замерло и даже ветер стих. Меж тем, паломники продолжали подходить к священному камню и совершать свои религиозные обряды — приклеивать золотинки, зажигать свечи и ароматные палочки. Однако теперь в полумраке казалось, что каждый из них остаётся наедине с Буддой. Мы же сидели на очередных ступенях и тоже пытались влиться в эту волну спокойствия и тишины.
Золотой камень ночью

На верхней площадке кто-то ужинал, а кто-то готовился ко сну.. Значит пришло время осуществлять наш грандиозный план. Основательно подкрепившись, мы забрали рюкзаки и двинули прямо к месту ночёвки, намеченному ещё днём. В конце улицы с кафешками начинались ступеньки. Нам предстояло немного подняться по ним и свернуть в темноту. Но не успели мы до них дойти, как заметили необычное движение слева. Это был марширующий отряд охраны священного места. Как ни в чем не бывало, мы проскользнули мимо, стараясь поскорее скрыться в темноте. Но не успели. Нас догнал один из стражей и спросил: «Куда это вы, собственно, направляетесь на ночь глядя, с рюкзаками?» Я соврал, что мы только звёзды посмотрим и сразу обратно. Мол, здесь много освещения, а там темно и звезды лучше видать. Он посмотрел на нас и сказал, что мы можем смотреть на звезды сколько душе угодно, но спать там нельзя. «Какая ужасная проницательность» — помню, подумалось мне. Пришлось пообещать что мы вернемся. Делать было нечего, раз обещали — придется возвращаться. Немного погуляв под звездами, мы шли мимо кафешек улыбаясь, а тем временем в голове уже зарождался план «Б».

Мы отправились на дорогу, по которой ещё днём взбирались в грузовике к Золотому камню. Там мы рассчитывали найти укромный тёмный уголок под палатку. Нужно было лишь стать невидимками, чтобы пройти мимо охраны и местных жителей. И наши планы чуть было не провалились из-за собаки в воинской части. В тот самый  момент, когда мы оказались на хорошо освящённом участке дороги, собаченция подняла такой шум, что нас непременно должны были разоблачить. Единственным спасением была возможность поскорее преодолеть это пятно света и скрыться в темноте, что мы и сделали. Дорога проходила по крутому склону, который местами был укреплён бетонными ступенями. Ступени эти оказались такими высокими, что за ними можно было спрятать и палатку и меня, ну… меня согнув пополам конечно.

Место под палатку недалеко от Золотого камня

Палатка стояла здесь), а фото сделано утром

1 марта

Мы проснулись ещё до восхода солнца — нужно было поскорее собрать палатку, пока по дороге не началось активное передвижение. Выглянув на улицу мы обомлели. Склон был обращён чётко в сторону восходящего солнца, а все облака почему-то расположились под нами. Казалось, можно пробежаться до самого солнца по этому пушистому серому ковру.
Восход недалеко от Золотого камня

Мы позавтракали на краю мягкого серого ковра в первых лучах солнца и отправились вниз. Ехать в грузовике было не интересно, а потому мы спускались вниз по тропе паломников. Путь пролегал по гребню холма среди бамбуковых зарослей, окружённых облаками и состоял из бесконечных ступеней.
Дорога вниз от Золотого камня
Впрочем, по пути то и дело попадались тростниковые хижины, где можно было перекусить, выпить прохладной воды или просто передохнуть в тени. Мы не слишком спешили и потому наш путь занял около 4 часов.
Спуск вниз от Золотого камня

В деревне у подножия горы тоже можно найти жильё, чем мы и решили воспользоваться. В тот же день мы купили билеты в Янгон на следующее утро (6000 кьят с человека). Автобус шёл около четырёх часов, а мы всю дорогу вспоминали чудесный Золотой камень застывший на границе миров.
Восход недалеко от Золого камня

Понравилась статья? Можно поделиться с друзьями: