Озеро Рара. Подготовка и начало пути.

«Озеро Рара (Rara lake) – самое большое в Непале, и находится на высоте трех тысяч метров. Оно имеет овальную форму с размерами 5,1 на 2,7 километра, максимальной глубиной 160 метров и температурой воды, по замерам в мае, около 13 градусов», — эти данные можно найти на информационном стенде, стоящем на берегу озера Рара. Чего в них нет, так это атмосферы чудесного озера, затерянного среди гор. В них нет ни слова о красоте и уникальности природы этих мест. Все это можно увидеть и почувствовать, только побывав в тех крах.

Общая информация о маршруте

Собирая информацию об этом треке мы использовали Lonely Planet, карту Jumla — Rara (купленную в Покхаре) и скудные данные с англоязычных ресурсов интернета.
Источники утверждали, что лучшее время для посещения парка с марта по октябрь, и мы собирались отправиться в первых числах апреля. Приблизительно трек рассчитан на девять дней и предлагает преодолеть три перевала с отметкой от 3000 до 3500 метров.

график высот, Рара

График высотных отметок маршрута


Еще одним обязательным условием прохождения маршрута является наличие палатки и горелки, в связи с тем, что на некоторых участках трека, могут возникнуть проблемы с ночлегом. Специальных пермитов (разрешений) для посещения парка не требуется, нужно лишь купить входной билет по ходу маршрута в деревне Bulbule, стоимостью 1000 рупий.

Пытаясь узнать на форумах про этот трек побольше, мы столкнулись с тем, что большинство людей считают этот поход необоснованно дорогим и тяжелым. Главной причиной таких выводов является необходимость авиаперелета, гида и портеров (людей, нанятых чтобы носить вещи). Авиаперелет оправдан в том случае, если у вас недостаточно времени на спокойное путешествие. Гид вполне может быть заменён картой трека, купленной в Катманду и Покхаре (Pokhara), а также информацией из Lonely Planet и в дополнение англо-непальский разговорником (который нам кстати очень пригодился).

Маршрут начинается в городе Джумла (Jumla). Добраться туда проще всего, конечно, самолётом, однако расписание перелётов нестабильно да и небюджетно. Для тех кто ищет более дешёвый вариант, а также готов к приключениям есть автобусы. Однако за пределами «туристического» Непала путешественника поджидает неизвестность. Нам удалось выяснить, что существует автобус из Покхары в Суркет (Surket). А дальше до Джумлы ещё около 300 километров горной дороги. Раньше по ней ходили автобусы, но какова ситуация сейчас было неизвестно. В крайнем случае, мы готовились идти пешком.

автобус, непал, Jumla

После посещения озера Рара, мы собирались вернуться в Покхару другим путем. На карте был указан маршрут из Джумлы в Дунаи (Dunai). Не доходя этого населённого пункта мы планировали свернуть по реке Thuli Bheri в южном направлении. Карты на этот участок у нас не было, но по гуглу мы определили, что река выходит на южное шоссе и вполне себе обитаема.

Подготовка и снаряжение

Поскольку Непал весьма популярен среди треккеров, альпинистов и горных туристов, Катманду и Покхара просто завалены туристическим снаряжением. На лотках по дешёвке можно купить ветрозащитные куртки, штаны, пуховики, флиски, тёплые носки, шапки, варежки и горные ботинки, а также спальники, палатки, рюкзаки, котелки, коврики и фонарики. Нужно лишь понимать, что всё это китайско-непальские подделки. Впрочем, в Катманду есть несколько фирменных магазинов известных производителей цены в которых слабо отличаются от российскими. К счастью, большая часть снаряжения у нас уже была, а именно: палатка, спальник (комфорт +9; лимит +5), пенки, бензиновая горелка и литр бензина, посуда, бутылки для воды и теплые вещи (штормовки, поларки, теплые носки), которые в полном объеме нам пригодились. В целях экономии веса и ради эксперимента, на ногах у нас были сандалии. Дело в то что, в походе вокруг Аннапурны треккинговую обувь (полуботинки) мы использовали только на сложных участках, большая же часть пути была пройдена в сандалиях.

В продовольственных магазинах Катманду и Покхары можно найти всё необходимое для походного питания: крупы, консервы, сою, сладкие батончики, сухое молоко, конфеты и продукты быстрого приготовления. На рынке Покхары мы также нашли сушёные грибы. Кстати, в Джумле можно купить рис, лапшу, сою, печенье и конфеты.

Путь в Джумлу

Итак, 1 апреля 2012 года мы купили билеты на автобус Покхара – Суркет с оправлением в 13:20 (1890 рупий за двоих). На следующее утро мы пришли на станцию, и оказалось, что автобусов в этом направлении сегодня не будет. Кондуктор, который сообщил об этом, направился вместе с нами в кассу выяснять подробности. В итоге мы поехали на его автобусе, а все наши сомнения были развеяны фразой: «Не волнуйтесь, всё будет в порядке. Это моя страна, я ее хорошо знаю, и помогу вам». В три часа ночи, после утомительной езды с кучей остановок, мы прибыли в какой-то узловой населенный пункт. Оказалось что автобус, на котором мы ехали, шел к западной границе Непала, проезжая поворот на Суркет. Нас пересадили в какой-то другой автобус, сказав, что платить никому ничего не надо. Хочется отметить, что денег за проезд никто и не попросил.

В Суркет мы прибыли в семь утра, и немного ошалевшие от езды, стояли в кассу за билетами. Следующий автобус (2340 рупий за двоих) тоже не доходил до Джумлы, а конечной его станцией был загадочный Манмагат. Это название ни о чём нам не говорило, но нас заверили, что оттуда мы легко попадём в Джумлу. До отправления оставалось ещё 9 часов, и мы могли передохнуть от автобусной тряски.

Непал, отдых

Изучая карту…

Когда пришло время отправляться в путь, обнаружилось что в автобусе уже полно народу и залезть в него не так-то просто. Желающих добраться до Манмагата было так много, что «лишние» рассаживались на крыше. На что один местный житель нам как-то поведал: «В Непале дикая нехватка транспорта и нам приходиться использовать любую возможность уехать. Такой способ передвижения иногда приводит к несчастным случаям». Кое-как забравшись внутрь и захватив с собой рюкзаки, мы наблюдали, как на них сверху нагружали книги и листовки. Когда проход между кресел был окончательно завален мешками, вещами и козами автобус наконец-то тронулся в путь. Через несколько часов асфальтовая дорога кончилась и ехать стало совсем «комфортно». А представляете каково было тем кто на крыше?

Непал, дорога

Зато какой вид!

Из Суркета в Манмагат (около 300 км) мы добирались 29 часов. Пожалуй, это было нашим самым длинным и запоминающимся путешествием на автобусе. На протяжении всего пути мы ломались, чинились, пересекали брод, останавливались на завтрак, обед и ужин, а также пару раз вылезали из автобуса, чтобы тот мог преодолеть крутой подъём налегке. Ели мы в придорожных забегаловках или столовых, где предлагалось только одно блюдо — дал бат. По сути, это большая порция риса с бобовой подливкой и овощами; кое-где могут предложить крохотную миску с рыбным или мясным карри. Рис и подливку чаще всего добавляют, пока не скажешь ”спасибо, хватит”. Отмечу, что местные жители изо дня в день едят только дал бат, причём вне зависимости от их социального положения.

дороги Непала

На очередной остановке

К концу поездки многие пассажиры стали нам как родные. Непальцы, вообще воспринимаются как одна большая семья. В России обращаясь к человеку чаще говорят «молодой человек», «мужчина» «девушка»; в Европе — «господин», «мистер» или «мадам»; в Непале же — всегда «брат» или «сестра». Даже если молодая девушка обращается к пожилой женщине она обязательно скажет «сестра», но добавит «старшая». Непальцы везде помогают друг другу, а в автобусах и подавно: детей всегда посадят к себе, у стоящих в проходе людей возьмут сумки, даже если их придётся поставить к себе на колени — в тесноте, да не в обиде. Ещё интересно, что каждый автобус обслуживает на маршруте 3 человека: водитель, кондуктор, собирающий деньги и мальчишка запихивающий и вытаскивающий багаж с крыши и из салона. А во время остановок на перекус у них появляются дополнительные функции. Они следят, чтобы все пассажиры нашли себе место за столом, а также за тем чтобы пустеющие тарелки во время пополнялись рисом, и только после того как все будут накормлены сотрудники автобуса едят сами. О нас они заботились особо — нам всегда приносили дал бат, чай и ложки (сами непальцы едят руками).
Непал, поля и горы

Приехали мы около девяти вечера и автобусов до Джумлы, естественно, уже не было. Манмагат оказался крохотным придорожным посёлком — всего несколько десятков деревянных домов без электричества стоявших вдоль дороги. Естественно, никаких вывесок и никто не говорит на английском. Пассажиры, разобрав багаж быстро рассеялись по домам, а мы и понятия не имели что делать дальше. Но наши «родные» сотрудники автобуса и здесь о нас позаботились. Понимая положение двух иностранцев в непальской глубинке, они договорились о ночлеге и ужине. Нас отвели на второй этаж подсвечивая путь фонариком и определили в отдельную комнату. Внутри мы нашли 2 матраса и… и всё, не было даже окна. Ужинали мы дал батом и свежайшими лепёшками с чаем.

В итоге, весь путь из Покхары до Манмагата занял у нас 56 часов. К концу переезда мы отсидели себе всё что только можно и у нас отекли ноги, а вот непальцам, казалось, всё было нипочём.

деревня в Непале

Единственная улица Манмагата

Утром мы чувствовали себя намного лучше, а главное ноги вернулись к своему нормальному размеру. Хозяин заведения напоив нас чаем показал на автобус, который отправлялся в Джумлу. Внутри уже сидели непальцы, которые ехали с нами из Суркета. Они махали нам руками, и отсутствующее лобовое стекло почему-то никого не смущало. В этот момент мы осознали, что ещё один день в автобусе мы не переживём и решили идти пешком (всего-то порядка 50 километров)). У развилки нас догнал на мотоцикле водитель вчерашнего автобуса, помахал рукой на прощание и уехал.
Манмагат, Непал

Около девяти часов уже было жарко и безветренно. Мы знали, что идти до Джумлы целый день и дорога пойдет вдоль реки. Но мы не ожидали, что глаза будут так радоваться тёплым лучам солнца, прозрачной реке и сочной зелени лесов на том берегу. Наконец-то мы идем пешком, и идем по таким красивым живописным местам, что даже говорить о них не хочется, потому что боязно испортить эту картину.

река, Непал, дорога

Первое впечатление от дороги


река, поля, Непал

Транспорта почти не было, только изредка попадались тракторы и еще реже автобусы. Встречавшиеся по дороге люди смотрели на нас с нескрываемым любопытством — иностранцев здесь совсем не бывает.
Жители Непала
Некоторые деревни оставались в стороне, через другие — дорога проходила насквозь. В одной из таких деревень мы встретили школьников, возвращавшихся домой с учебы. Они окружили нас всей толпой и сопровождали некоторое время. Дети следили за каждым нашим движением и весело смеялись, как-будто мы делали что-то необычное, и мы решили их сфотографировать.
Школьники, Непал, деревня

дети Непала

А дети все подходили и подходили…


И вот уже вся детвора склонилась над маленьким экраном камеры разглядывая свои лица. Через полчаса она свернули на узкую тропу уходящую в дальнюю деревню на горе.
деревня Непала

На подходе к деревне Татопани

Вскоре показалась Татопани (Tatopani), и для нас это означало, что большая часть пути пройдена. Тучи, уже давно маячившие на горизонте, приближались поднимая пыль и подгоняя автобус, идущий в Джумлу. Через полчаса мы уже шли по улице в поисках гостиницы. В “Lonely Planet” указаны две гостиницы “Snowpeak” и “Khailas”.

Джумла, Непал

В поисках гостиницы


Первая расположена недалеко от центральной улицы и мы её быстро нашли, но свободных комнат уже не оказалось. Чтобы найти вторую гостиницу, пришлось не раз спросить дорогу.
женщина, Джумла, Непал

Задумаешься: «А стоит ли спрашивать?»


В итоге она оказалась на возвышенности и в стороне от центра. Рядом с названием, красуется список предлагаемых услуг, в том числе электричество, горячая вода и разнообразная кухня. На самом деле электричество — только с вечера до утра, горячая вода – только в ведре, а из разнообразной кухни остались только дал бат, чапатти и омлет. Но нет худа без добра – обслуживание высший класс, ребята очень дружелюбные и внимательные, комнаты с удобствами внутри, уютные и чистые. И самое главное — там самый вкусный дал бат в Непале!

Ещё день мы провели в Джумле и затем отправились в путь к озеру Рара.
Джумла, непал, парник
девочка, Непал
дети в Джумле

Jumla, Nepal

Такой мы увидели Джумлу со склона

Понравилась статья? Можно поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Озеро Рара. Подготовка и начало пути.: 6 комментариев

  1. Получились не заметки турЫста на полях, а вполне себе размеренное повествование неторопливого, вдумчивого путешественника.

    • Хотелось чтоб полезно было:) Мало ли кому пригодится. Спасибо что читаете!

  2. Удивительные места, удивительные люди и интересные статьи! С волнением и интересом слежу за вами и чувствую вместе с вами! Разные места и разные погодные условия, вероятно под час бывает нелегко? Хотелось спросить. Бывало ли что так устали, что хотелось всё бросить и вернуться домой? Что было самое трудное из всего? Какие ситуации на преодоление себя (или чего то извне) происходили?
    Вы – большие молодцы! Я вами восхищаюсь!
    Да будет с вами мир и Храни вас Бог!

    • Вернуться домой — нет! Но вот поскорее выбраться туда где получше — да)
      Пока самым трудным испытанием был поход на озеро Рара.
      Путешествие — это постоянное испытание по сути — всё вокруг чему-то учит — успевай только реагировать)

  3. Потрясающий рассказ. Сам обожаю путешествовать по нетуристическим местам, где никто не говорит по английски, по которым роешь информацию по крупинкам. Ведь именно там ещё можно почувствовать дух первооткрывателя. А отсутствие туристической инфраструктуры позволяет увидеть местную жизнь такой какая она есть, без прекрас. Случайно вышел на ваш блог и зачитался. Большое спасибо! Давно уже хочу в Непал, но в этом году он в стороне от моих маршрутов…

    • Вы абсолютно правы — именно «дух первооткрывателя» придаёт интерес и азарт в путешествии. Без него, всё как-то предсказуемо и наиграно…
      Мне кажется, что в Непале ещё много таких мест, где можно увидеть настоящий быт и жизнь людей.