Озеро Рара. Путь домой

Больше трёх дней мы провели в автобусах, чтобы добраться к началу маршрута на озеро Рара. Затем четыре дня мы шли по тропе вдоль полей, лесов и рек. И вот наконец-то озеро перед нами. Погода портилась, а это означало что обратный путь будет не таким простым.

О том как мы добрались до города Джумла, а затем преодолели путь к озеру Рара читайте в наших предыдущих статьях.

Непал, карта трека озера Рара

Карта маршрута к озеру Рара

День пятый

В полседьмого утра, нас разбудил сильный и настойчивый стук в дверь. Я оделся и, открыв дверь, увидел девочку с подносом в руках. С улыбкой и словами “Good morning”, она поставила свежий горячий чай на стол.

Утро выдалось пасмурным и прохладным. Мы оделись потеплее (в нашем случае, это были куртки, а к сандалиям добавились тёплые носки), захватили с собой горелку, непальский кофе с печенками и отправились к озеру Рара. Густой сосновый лес окружал воду со всех сторон. А позади деревьев, вдалеке, сквозь свинцовые облака, проглядывали снежные вершины. Глубина озера Рара 160 метров, видимо, поэтому вода в нём имеет такой необычный изумрудный цвет. А создание национального парка помогает сохранить уникальную экосистему и чистоту в озере и прилежащем лесу.
Озеро Рара, Непал

Всё в этом лесу напоминало нам родную Карелию: сосны смыкающие свои ветви где-то там наверху и устремляющие свои корни в глубину песчаных холмов, зеленеющий мягкий мох, усыпанный иголками и шишками, лёгкий освежающий ветерок с запахом хвои… И только горы да рододендроновые деревья, возвращали нас в Непал.

Цветок рододендрона в Непале
Несмотря на холодную пасмурную погоду, я не смог удержаться и с первыми лучами солнца залез в воду. Никогда не испытывал ничего подобного – ты заходишь в воду и не видишь её границы, лишь чувствуешь холод, ползущий всё выше и выше. А всё потому что озеро кристально-чистое. Такого мы нигде не видели. Солнце снова уходило за тучи, и быстро окунувшись, я выскочил на берег. Gonso смотрела на меня с сочувствием и все плотнее закутывалась в куртку. Согрелись мы только выпив по большой кружке горячего свежего кофе.

Озеро Рара в Непале

Это были последние лучи солнца в тот день

Чуть позже мы почувствовали первые капли дождя, хотя густой лес ещё скрывал нас от надвигающегося ненастья. Дождь плавно перешёл в мокрый снег и мы окончательно замёрзнув побрели к дому.

Хозяева встречали улыбками и горячим чаем.

Озеро Рара в Непале

С хозяйкой мы познакомились только сегодня

Ужинали мы как обычно дал батом, с приятным бонусом в виде жареных яиц. В крохотной комнатушке с печкой, собралась достаточно большая компания непальских путешественников. Было дымно и достаточно темно, но общаться это никому не мешало. Если же нужно было что-то порезать или помешать использовали щепки (лучины), вместо свечей. Когда девочка начала готовить яйца, все притихли, наблюдая за этим процессом, и пока она не закончила, никто не разговаривал. Только потом, позже, выяснилось, что яйца для них слишком дороги и поэтому их едят крайне редко.

День шестой

Ночью подморозило и к утру тяжелые серые тучи сидели на холмах, окружающих деревню. Но скоро, стали появляться редкие лучи солнца и погода начала налаживаться. Попрощавшись с хозяевами,
Непал, дервня Мурма рядом с озером Рара
мы дошли до моста в конце деревни. Дальше тропа уходила в лес оставляя мельницы слева. Через некоторое время мы почему-то поняли, что тропа ведёт не туда. Пришлось вновь вернуться к мосту и только тогда мы смогли разглядеть едва заметную тропинку меж старой и новой мельницами. Теперь мы были на верном пути.

Деревня Мурма в Непале

Вид на деревню Мурма

Почти сразу начался резкий подъем сквозь старый лес. Стволы деревьев были просто огромными, а корни, торчащие из земли, часто заменяли нам ступеньки. К тому времени как мы вышли на скромную поляну небо окончательно затянулось тучами и в воздухе витал запах дождя. Пока мы распивали кофе, нас догнала группа иностранцев с двумя портерами. Всего их было пятеро и оказались они жителями Австралии, впрочем некоторые из них знали непали. Все члены группы были хорошо экипированы, но двое, как и мы, шли в сандалиях. Погода не совсем соответствовала такой обуви и на наш вопрос они ответили: «Мы готовились к походу в сухой и тёплый сезон». Наши размышления были схожи, однако погода диктовала свои условия.

Подъем продолжился, и идти становилось все тяжелее. Начали попадаться снежные участки, которые подтаивая, превращали поверхность склона в чачу.

Непал, лес у перевала, озеро Рара

Первый снег

Было мокро и скользко, а на выходе из леса нас встретил холодный, пронзающий ветер.
Перевал у озера Рара, Непал
Вскоре мы шли по хребту. С неба сыпалась какая-то мокрая гадость, а ноги утопали по щиколотку в снегу.

Немного отставшая группа из Австралии

Спуск был практически вертикальным, и снег усугублял итак не простую задачу. За те два часа, что мы сползали вниз, пришлось несколько раз проехаться на рюкзаках. К дощатому домику у подножья (это и была Gorusingha), пришло два мокрых и грязных субъекта, в которых нас было не узнать. Хозяйка улыбнулась и предложила нам горячего свежего чаю. Пока готовились роти, мы вплотную подсели к огню, чтобы согреться и подсохнуть. Через какое-то время, по одному начали подтягиваться австралийцы. Сначала подошла мужская часть группы, в арсенале которой были треккинговые палки, потом дамы с портерами, и последним приковылял парнишка в шортах, который выглядел еще смешнее чем мы.

Теперь спуск был более пологим

Непал, озеро Рара

По дороге в Hatsinja

и под вечер мы пришли в Hatsinja. Кстати, когда мы спустились «с гор» и вышли в долину реки погода стала налаживаться и вскоре выглянуло солнце. Еще на подходе к городу, нам открылся совершенно потрясающий вид на долину реки Hima Nadi, с рисовыми полями заменяющими берега.
Непал, деревня Hatsinja

Населенный пункт Hatsinja

Спускаясь, мы ещё издали приметили небольшой пятачок под стоянку недалеко от моста. С дровами было не очень, но все же на приготовление ужина хватило. После него, к нам присоединились двое молодых ребят. Но так как они совсем не говорили по-английски, и было слишком темно для волшебного непали-разговорника, общения толком не получилось.

День седьмой

Утром, пока мы собирали палатку, к нам подошел предприимчивый непалец и предложил… заплатить за кемпинг. Забавно.

Этот день был самым длинным и трудным за весь поход. Мы шли вдоль глубокого ущелья, проходили через необычный лес со старыми деревьями, видели несколько отар мега-пушистых «козловечек» и преодолели несколько «шикарных» подъемов.

Дом по дороге в Джумлу

Домик по дороге

Перевал по дороге в Джумлу, Непал

Незадолго до перевала

Когда мы вышли к перевалу, дело уже шло к вечеру, и погода опять испортилась. Традиционно пошел снег, немного ниже превращавшийся в дождь. Посовещавшись, мы решили в тот же день дойти до Джумлы, чего бы нам это не стоило.

Потребовалось немало времени и сил дойти до города. К нашей гостинице мы пришли уже в темноте. Свет не горел, двери были закрыты и мы постучали. Время ужина давно прошло, но ребята с улыбкой приготовили свежий дал бат. Напоили чаем. Принесли горячей воды для мытья и отогрева. И вообще, в этот вечер мы чувствовали себя на седьмом небе.

День девятый

Из-за ухудшения погодных условий, пришлось отказаться от похода в Дунаи (Dunai), и возвращаться прежним путём на автобусах.

День передохнув и приведя себя в порядок, мы шли в Манмагат пешком, потому что дорогу вновь перекрыли и транспорта не было.
Непал, Джумла
По пути к нам присоединились непальцы и рассказали, что дороги закрывают часто, а им всё равно нужно попасть на работу. Впрочем мы и сами уже два раза встречались с этим. Первый раз, когда перешли границу из Индии и ждали целый день отправления автобуса в Саураху. Другой раз мы не смогли попасть на крокодиловую ферму в том же районе.

В одной из деревень, нас догнал сильный дождь. Мы спрятались под навесом дома, но попутчики позвали нас внутрь. Теперь мы вместе с девятью непальцами сидели в комнате вокруг костра на бетонном полу. Было тепло и мы даже смогли просохнуть, но вот запах жжённого картона… Непальцы все по очереди успели рассказать о себе и своей работе, прежде чем мы снова двинулись в путь.

На подходе к Манмагату нам встретилось трое молодых ребят и для этих мест они выглядели несколько странно. «Один из них точно европеец, — думали мы — а почему же с ним вместе два индуса?… и одеты все как-то хорошо. Не понятно». Лишь потом мы узнали, что все трое родились в обеспеченных непальских семьях и учатся в Катманду на врачей.

Суркет, Непал

Наши друзья: Nishant, Kundan и Kaiser

Оказывается, что высшее образование очень дорогое удовольствие и абсолютное большинство семей не имеет возможности отправить детей на такое обучение. Точной цены за год уже и не вспомню, но тогда мы поняли, что стоимость сравни нашему ВУЗу в каком-нибудь маленьком городке. А ведь люди в Непале живут в гораздо худших условиях.

Мы остановились на ночлег там же, где и в первый раз. Снова был свежий дал бат, печённые лепёшки и та же комната без окон.

Непал, Манмагат

Утро в Манмагате

Утром, вместе с ребятами мы купили билеты на автобус, который уже ждал пассажиров. Не знаю почему, но в этот раз нам удалось добраться до Суркета всего за 20 часов.

Автобус прибыл в город ранним утром и до отправки в Покхару оставалось ещё полдня. Планов никаких не было и мы с удовольствием присоединились к нашим новым знакомым. Ребята хотели посетить несколько мест неподалёку от Суркета. Одним из них был городской парк с небольшим озерцом, под названием Bulbule.
Непал, Суркет
Чем это место примечательно мы так и не поняли, кроме того что озеро упоминается в одной из песен непальской группы. Однако здесь мы нашли зелёную лужайку, окружённую цветами прекрасно подходящую для свежего утреннего кофе. За кружкой ароматного напитка мы вели приятную беседу и вот что узнали: ребята из разных частей Непала, но объединяет всех троих желание помочь своей стране и жителям, вот почему они учатся на врачей. Кроме того, юноши много путешествуют по Непалу и видят своими глазами как живут люди. Несмотря на своё происхождение они активно участвуют в различных акциях направленных на привлечение внимания к проблемам страны и верят в силу коммунизма. Подобные речи мы слышали уже несколько раз в путешествии на озеро и кто знает, может благодаря таким активистам Непал если и не придёт к коммунизму, то начнёт развиваться и крепнуть.

Меж тем после посещения парка ребята организовали поездку в очень интересное место под названием Kakrebihar, расположенное в трёх километрах от города Birendranagar. Здесь в чаще леса, окружённого полями, спрятаны от посторонних глаз руины древнего храма.

По обрывочным археологическим данным храм был построен в начале XII века совместно буддистами и индуистами, что само по себе уже необычно. Строение было выполнено из камня, а на фасаде красовалось множество резных фигур богов. Буквально через столетие этот район подвергся нападениям мусульман и храм было полностью разрушен. Реликвия была забыта на несколько веков и лишь в 2000 году археологи провели раскопки, обнаружив фундамент строения, а также задокументировали несколько тысяч элементов барельефов и скульптур.
Непал, Kakrebihar, Birendranagar
В то же время была предпринята попытка восстановления храма, но по причине нехватки финансирования проект быстро заморозился.

Сегодня руины огорожены забором, а чтобы попасть на территорию необходимо связаться с хранителем по телефону указанному у входа. Через полчаса после звонка к запертой калитке подошёл немолодой мужчина с увесистой книгой в руках. Это был журнал посетителей, куда мы записали свои данные и оставив по 5 рупий вошли на территорию. На вершине холма среди деревьев располагался фундамент храма.
Непал, фундамент храма в Birendranagar
Взглянув на многочисленные элементы миниатюрных статуй Будды и барельефов с индийскими божествами, разбросанные среди леса и покрытые лишайником нетрудно было догадаться об историко-архитектурной важности этого места.
Kakrebihar, Непал
Мы немного погуляли вокруг руин и поспешили на станцию ведь вскоре наш автобус должен был отправиться в Покхару. Ребята собирались поехать на западную границу Непала и лишь потом по домам. Мы обменялись контактами и попрощались. На следующее утро мы были в Покхаре у нашей гостеприимной хозяйки.

Озеро Рара

Понравилась статья? Можно поделиться с друзьями: