Озеро Рара. Путь туда

К тому времени как мы собрались на озеро Рара, шел второй месяц пребывания в Непале. Мы были в тропических джунглях национального парка Читван и прогулялись вокруг Аннапурны. Теперь нам хотелось заглянуть туда, где почти не бывает чужеземцев. К тому же было очень интересно посмотреть на самое большое озеро в Непале, расположенное на западе страны на высоте 3000м.

Маршрут к озеру начинается в городе Джумла (Jumla). Единственным проверенным способом туда добраться является самолет, нам же хотелось попробовать наземный общественный транспорт. О том, что из этого вышло и многом другом, можно прочитать в статье «Подготовка и начало пути к озеру Рара».

Непал, карта трека к озеру Рара

Карта маршрута к озеру Рара

День первый

Наше путешествие началось солнечным утром, 7 апреля 2012 года, в городе Джумла, куда мы приехали днем ранее. Добравшись до южной окраины города и проскакав по рисовым полям, мы вышли к берегу реки Tila Nadi. Вдоль нее пробегала тропа, которая разветвлялась на несколько рукавов у широкой грунтовой дороги. Выйдя на дорогу, мы продолжили идти вдоль реки, только теперь она была где-то сильно ниже. Транспорта мы не видели, а вместо него навстречу проходили мулы, позвякивая колокольчиками на шее, проходили люди, с любопытством и улыбками поглядывали на нас. И мы начали замечать, как спокойно, легко и неспешно здесь все протекает.

Urthu, Nepal

Деревня Urthu

За поселком Urthu, дорожка поворачивала на другую речку и проходила через редкий еловый лес, где мягкая тень и журчание воды, создавали приятную атмосферу для привала. В то время как мы уплетали свежие вкусные роти (непальские лепёшки), запивая горячим чаем, на другом берегу вовсю шла заготовка дров — юноша их колол, а девушки по очереди уносили, складывая в большие плетеные корзины за спиной. Такие корзины можно увидеть в разных частях Непала – в них носят всё, начиная с детей и заканчивая строительными материалами.

До деревни Pathmara мы шли вдоль русла реки, проходя маленькие одинокие домики и скудные пастбища.

Куда топаете?

Непал, Pathmara, по дороге к озеру Рара

Деревня Pathmara

Затем дорожка, перепрыгнув реку уводила через прекрасное зелёное поле в лес. Дело шло к вечеру, и чем ближе мы подходили к перевалу, тем круче становились подъемы, а подходящего места для стоянки все не было. Но вот, на очередной горке нам улыбнулась удача, и мы заметили небольшую пологую полянку с ручьем и дровами.

Разведение костра привлекло внимание местных жительниц, возвращающихся в деревню. Ведь не каждый же день они видят чужеземцев в своём лесу! Женщины и девушки с маленькими детьми расселись на обочине посмотреть, что будет дальше. Мы же, как ни в чем не бывало, продолжали собирать дрова и пытались развести огонь. Но тут одна из девушек не выдержала и пришла «на помощь». Новый способ укладки дров и щепок был более эффективен и вот уже все гостьи рассаживались вокруг очага, еле сдерживаясь от того, чтобы сварить за нас рис.

Недалеко от перевала

Когда они увидели сколько мы собираемся варить, то с улыбкой заметили, что каждая из них, за раз съедает больше, чем мы вдвоем. С появлением в наших руках волшебного непали-разговорника, общение вышло на новый уровень и посыпались вопросы. Они спрашивали, как нас зовут, из какой мы страны, куда идем, откуда, женаты ли мы и есть ли у нас дети. Нам же было интересно, как они живут, чем занимаются, что едят и как готовят. Потом, самая старшая непалка спросила, нет ли у нас чего-нибудь от живота, который частенько ее беспокоил. Мы дали ей несколько таблеток и всем остальным тоже потребовались разные лекарства. Когда ужин был почти готов, гостьи попрощались с нами и тактично удалились.
У костра, Непал
Совсем стемнело… Стоило отвести взгляд от огня, как внимание привлекали яркие звезды, сверкающие в темном небе. А если немного прислушаться — пространство заполняли звуки леса, доносящиеся со всех сторон. Из этой кромешной тьмы, к нам бесшумно вышел дедушка, живущий неподалеку. Он предложил переночевать в своём доме, сказав, что ночью будет дождь. Но ведь на небе ни облачка! Мы вежливо отказались, и уходя, он скептически взглянул на стоящую рядом палатку.

Капли дождя, стучащие по тенту, разбудили нас среди ночи и мы ещё долго не могли уснуть. А потом пошел снег….

День второй

Утро началось около семи часов с разжигания костра. Так как дрова были мокрые, а некоторые покрылись ледяной коркой, дело затянулось. Прошел не один караван с гружеными мулами, прежде чем приготовился завтрак. Проглотив недоваренную кукурузную кашу, мы топали на перевал. Полусырые зёрна скрипели на зубах, а подъём, тем временем, становился круче.

Несколько ложных перегибов и вот он, перевал, — широкая седловина, почти лишённая растительности и окружённая пологими холмами с редким лесом.
Перевал в Непале, по дороге к озеру Рара
Чуть дальше, расположились несколько домов и метеоплощадка, сразу за которыми начинался крутой спуск, проходивший через красивый березово-еловый лес. Ночной снег в лесу растаял, и теперь тропа превратилась в грязное месиво, перемолотое копытами проходящих караванов.
Спуск с перевала в Непале
Трёхчасовой спуск закончился речной переправой. Теперь тропа вновь пошла вверх вдоль русла реки Hima Nadi.
river, Nepal

Немного поднявшись…

К вечеру мы добрались до Chautha. Первое что мы увидели — это просторный загон для мулов, где караванщики заботливо разгружали животных и приносили свежее сено. Дальше вдоль улочки скопились каменные домики, и в каждом из них хозяева рады были принять усталых путников.
По дороге к озеру Рара, Непал
Погонщики караванов уже располагались на ночлег, а мы искали заветную вывеску на английском языке. «Bhandari Hotel». Отлично! Навстречу нам выходит бабушка очень маленького роста и улыбается. Конечно, слова на инглише ей не ведомы, поэтому в ход вступает пантомима. Жест показывающий “сон” — был понятен сразу и нас повели в комнату по узкой деревянной лесенке у боковой части дома.

За низкой дощатой дверью скрывалось полутёмное помещение, большую часть которого занимали деревянные настилы с матрасами. Кстати, в полный рост встать здесь не удавалось ни одному из нас, хоть и было несколько попыток. Единственным источником света служил маленький оконный проём без стёкол, но со ставнями. Мы оставили рюкзаки и отправились к хозяевам справиться об ужине. И здесь возникла небольшая заминка — нас поняли не сразу. Оказалось все просто — так как непальцы едят руками, наш жест имитирующий движение ложкой или вилкой, им неведом.

На улице ещё не совсем стемнело и мы решили записать пройденный день в дневники за столом у «гостиницы». Конечно, такое действие не могло остаться не замеченным. Дети подбегали и внимательно следили, что это мы такое делаем. Не стеснялись подходить и взрослые. Пока мы развлекали местных жителей, хозяйка принесла нам целую тарелку горячей поджаренной «картошки» и сладкий чай с приятным вкусом коры и специй. Это было неожиданно, но очень кстати.

Непал, по дороге к озеру Рара

Хозяйка и сын чистят корнеплод, который мы приняли за картошку

Вообще, вся деревня нам напоминала большой постоялый двор для путешественников и караванов — мулам всегда найдётся место в загоне и немного сена, а усталого путника обязательно приютят и накормят. Так было и с нами — чувствовалась забота хозяев, не смотря на языковую преграду.

Ужинали мы все вместе, в небольшой комнате на первом этаже с печкой-плитой посередине.
Непал, по дороге к озеру Рара

Всего собралось около восьми человек и мы рассаживались вокруг печки на деревянных лавках без столов. Хозяева заканчивали последние приготовления, а остальные негромко переговаривались между собой. Поскольку совсем стемнело, да и окон не было, комнату освещали фонарики и свечи. Наблюдая за людьми в той комнате, мы удивлялись их скромности и благодушию.

День третий

В семь часов утра жизнь в деревне уже вовсю кипела! Мы вышли на улицу и заметили, что постояльцы гостиницы и караваны уже ушли. Хозяева, тем временем, вычищали опустевшие загоны. Позавтракав яичницей и попрощавшись, мы шли по поселку.

По дороге к озеру Рара, Непал

На прощанье бабушка с удовольствием нам позировала

Тропа забирала правее и теперь проходила практически по самому руслу реки. Навстречу спускались школьники разных возрастов, они здоровались с нами и каждый спрашивал в подарок шариковую ручку.

Так, постепенно поднимаясь наверх,

По дороге к озеру Рара, Непал

В этом доме, по дороге к Bulbule, нам налили чай и дали лепешек

мы пришли в деревню Bulbule, где нужно было купить входной билет в национальный парк Рара. В «отеле» с вывеской о ценах никого не оказалось и «билетера» мы нашли не сразу.
Билет на озеро Рара, Непал
Непал, Bulbule
Немного не доходя перевала, мы встретили группу непальцев, которые тоже шли в направлении озера Рара.
По дороге к озеру Рара, Непал
Лидер и идейный вдохновитель группы рассказал нам, что цель их путешествия помочь своим соотечественникам, живущим здесь. Они собирались привлечь внимание общественности, к проблемам местных жителей. С огорчением он добавил: «Все что я увидел здесь, поразило меня до глубины души. Люди живут в ужасных условиях, без медицины, образования и без надежды на улучшения в будущем. С сожалением, я начинаю понимать, что так живут мои братья и сестры, не только здесь».
Непал, на подходе к перевалу
После перевала, с разноцветными флагами и каменной горкой, начинался затяжной спуск. Непальцы уже ушли вперед и через какое-то время, свернув с основной тропы влево, мы попали в сосновый лес. В нем в изобилии водились козы, которых стерегла веселая пастушка средних лет. Мы разговорились и только потом поняли, что она говорила на непали, а мы отвечали ей на английском и все друг друга прекрасно понимали.
Пастушка в Непале
Тропа продолжала спускаться и, проходя через земляничную поляну окруженную соснами, выходила к ручке. До деревни Dhuir мы не дошли пару километров, потому как немного выше по течению, было отличное место для стоянки. Расположившись и разведя огонь, мы снова не остались в одиночестве. Палатка и костер привлекли внимание местных жителей, и скоро мы сидели в компании двух пастухов. Они немного погрелись с нами у костерка и, спросив который час, отправились дальше. Сразу после ужина пошел дождь, который закончился только к утру, принеся с собой заметное похолодание.

День четвертый

Dhuir оказалась совсем небольшой деревушкой, с водяной мельницей неподалеку. Это простейшее «гидротехническое сооружение» используются в Непале повсеместно для изготовления муки: потоки воды из речки направляются по деревянным желобам к лопастям внутри, которые, в свою очередь, приводят в движение каменные жернова.
Мельница, Непал

"Сотрудница" мельницы в Непале

Эта милая дама подсказала нам короткую дорогу к озеру

За мельницей, от основной дороги ответвлялась тропа, круто уходящая вверх.
Деревня в Непале

Тропа проходила через маленькую деревушку

Непал, недалеко от озеро Рара
Дети в деревне Непала
Через три часа, после начала дивного подъема, мы пришли на большую поляну, окружённую сосновым лесом. Травы здесь почти не было, хотя лошади всё-тки умудрялись что-то щипать.

Ещё полчаса сквозь густой сосновый лес, ветки которого надёжно прятали от нас небо

Непал, лес вокруг озера Рара

Конь не собирался подходить ближе

и вот показалось озеро.
Непал, вид на озеро Рара из леса

Таким нам впервые показалось озеро Рара

К самому берегу подойти не удалось — слишком уж он был топкий. Зато недалеко от дороги обнаружился прекрасный луг с видом на озеро и окружающие горы. Тучи уже начали обволакивать вершины и медленно надвигались к озеру — нам захотелось поскорее добраться до места ночёвки.

По пути мы встретили двух непальских туристов приехавших специально на Рара с юга страны. Они резво шли нам на встречу с небольшими рюкзачками. Один из них работал учителем и хорошо говорил по-английски. Он рассказал что, непальцы очень любят путешествовать, особенно внутри страны, и что Рара весьма популярное место среди них. Еще он поведал, что останавливаться лучше не в дорогом отеле на берегу озера, а в деревне Мурма (Murma) у местных. Для этого нужно за мостом повернуть налево, и пройти вдоль речки вытекающей из Рара, около километра.

Воспользовавшись добрым советом, мы шли по деревне. Электричество сюда не провели, как в общем-то и в другие населенные пункты, начинающиеся после Джумлы. Первый «отель» нам не понравился и пройдя половину деревни мы услышали как нас кто-то окликнул. Это был мужчина, который что-то сказал на непали, со второго этажа небольшого каменного дома.
Дом в деревне на озере Рара
Потом из комнаты вышла немного чумазая девочка в синем платьишке и на не уверенном английском спросила: «Не нужна ли вам комната?». Она нам сразу понравилась и было решено остановиться здесь. Комната с маленьким окошком располагалась на втором этаже, а внутри только два деревянных настила с матрасами да маленький стол.

Хозяевами этой скромной «гостиницы» была семья с тремя детьми. Отец был прикован к креслу вследствие недавнего падения с крыши, а мать во время нашего визита гостила в одной из соседних деревень. Поэтому всем хозяйством заправляла уже знакомая нам девочка, она же общалась с нами. Её старшая сестра болела, а младшему брат был, видимо, мал для таких серьёзных дел, да к тому же девчонка единственная понимала по-английски. На вопрос о её познаниях языка, она ответила, что кое-чему научилась на уроках в школе, но мечтает получше освоить язык.
У озера Рара в Непале

Весь следующий день мы провели на озере, а затем отправились в Джумлу.
Вид на озеро Рара в Непале

Понравилась статья? Можно поделиться с друзьями: